Сегодня женщины во всем мире любят украшать себя платками. Яркие, безгранично нежные, со всевозможными рисунками, стилизованные или самобытные лоскуты ткани дополняют прическу или полностью скрывают волосы, порой невообразимо изменяя впечатление от волшебницы и ее собственное мироощущение; платки ложатся на плечи, платки охватывают бедра. Они помогают самовыражаться.
Они, будучи частью женской культуры, сохраняющей женскую природу, как будто призывают вспомнить нечто. Тяга девочек, девушек, матерей, бабушек к платкам не случайна: мода когда-то отменила древние женские головные уборы, но это событие стоит перед тысячелетиями, в которые женские прически были сокрыты под тканями. Взамен модельерам пришлось предложить великое множество украшений для женских волос, которые оказались неприкрытыми.
Но с платками непредсказуемая мода возвращает простоволосым женщинам забытые ощущения.
Давным-давно вся прекрасная часть жителей Дагестана с наступлением утра поступала следующим образом: накидывала Она на голову, на заплетенные в косы волосы, полотнищеобразное на подкладке чохто, передняя сторона которого была продуманно украшена, укладывала Она его на лбу уверенными движениями рук, завязывала Она на затылке ленты, пришитые у висков. Так Она становилась достойной покровительства мужа. Она надевала на голову еще одно покрывало, оставляя открытой налобную часть чохто, собираясь выйти из дому...
Вместе с платками дагестанки вспоминают чохто.
Конечно же, виду чохто, являющегося оберегом и дополнением образа, женщины придавали большое значение. Чтобы накидка на волосы ладно смотрелась, жительницы некоторых поселений Дагестана придумали особый чепец (выкройки чепцов в разных землях тоже отличались), и к нему уже крепили с помощью петель и пуговиц полотнище, скрывавшее волосы по всей их длине.
Налобье чохто украшали металлическими фигурками, серебряными монетами, драгоценными камнями, бисером, вышивкой, по краю крепили цепочку, концы которой свисали у висков — все это призвано было успокаивать требовательный взгляд смотревшей на себя в зеркало хранительницы семейного очага, отражать ее индивидуальность и отвлекать от ее лица недобрые взгляды,
Головные уборы передавались по наследству из поколения в поколение.
Сегодня кто-то достает их из красивейших сундуков, где хранятся сокровища рода, кто-то вновь осваивает их моделирование.
В Школе модельеров «GRATA» в Махачкале считается хорошим тоном предложить ученикам создать выкройку национального головного убора.